Yerevan, 06.December.2025,
00
:
00
ՄԵՆՅՈՒ
Futsal tournament Galaxy Champions League 2024 kicks off Unibank is now a regular partner of “Pan-Armenian intellectual movement” IDBank issued another tranche of dollar bonds Green Iphone on the best credit terms at green operator's stores UCOM Provided technical assistance to Shengavit administrative district AMD 9,808,684 to the "City of Smile" Charitable Foundation. The next beneficiary of "The Power of One Dram" is known Unibank offers a “Special” business loan with an interest rate of 8.5% per annum IDBank implements the next issue of nominal coupon bonds Flyone Armenia will start operating regular direct flights Yerevan-Moscow-Yerevan New movie channels in Ucom and good news for unity tariff subscribers


Россия свернет сотрудничество с Турцией в кавказском регионе

Interview

До атаки на российский военный самолёт 24 ноября 2015 года Турция активно участвовала в развитии экономики субъектов Северного Кавказа. Было подписано множество долгосрочных торгово-экономических соглашений. На сегодня информация о сохранении прежнего формата сотрудничества имеется только по одной позиции: из Ставропольского края в Турцию ежегодно отправлялось 2 млн. тонн зерна, и Россия не будет инициировать ограничение экспорта пшеницы.

Исламский сектор кавказского региона также имел давние связи и контакты с Турцией. До недавнего времени стороны поддерживали дружеские отношения, обменивались специалистами, проводили совместные научно-практические конференции и форумы по важным гуманитарным темам и проблемам. На вопрос, сохранятся ли отношения кавказских Духовных управлений мусульман с турецкой исламской элитой на прежнем уровне, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов резюмировал: «Мы очень расстроены поведением турецкой стороны. Естественно, это отразится на наших отношениях с турецкими коллегами».

Что последует за политическим процессом распада российско-турецких отношений? Об этом - в интервью известного эксперта-тюрколога, старшего научного сотрудника сектора институциональных проблем международных отношений Института мировой экономики и международных отношений РАН им.Е.М. Примакова Виктора Надеина-Раевского.

Виктор Надеин-Раевский: «Россия могла бы, конечно, нанести ответные военные удары, но проявила немалую выдержку и ограничилась свертыванием отношений практически во всех сферах двустороннего сотрудничества»

- Виктор Анатольевич, как Вы оцениваете последствия разрыва российско-турецких отношений в международном измерении?

- Турецкая провокация с уничтожением российского самолета в сирийском воздушном пространстве, а именно это доказывается объективными данными всех отечественных служб, стала не просто основной причиной для сворачивания сотрудничества с этой страной. Главное – это поведение турецких властей после инцидента. То Давутоглу заявляет в парламенте, что отдал приказ уничтожить самолет, то - что не отдавал такого приказа. Кстати, этот вопрос относится к компетенции президента как верховного главнокомандующего вооруженными силами страны, а не премьера, которому ВВС не подчиняются.

Откровенная ложь и о том, что турки «не знали», чей это самолет - несмотря на то, что все данные об эшелонах полета российской авиации были заблаговременно переданы США, то есть однозначно были получены и турками.

Трусливая поездка в Брюссель за натовской защитой, заявление министра иностранных дел Турции о том, что они «за неделю могут захватить Россию», правда, вместе с НАТО, и прочее, – то откровенное хамство, то вранье, вместе с заявлениями о том, что хотят сохранить «отношения стратегического партнерства с Россией» - все это не могло не привести к ответной реакции России. Россия могла бы, конечно нанести ответные военные удары, но проявила немалую выдержку и ограничилась свертыванием отношений практически во всех сферах двустороннего сотрудничества.

Мы не будем координировать наши действия в борьбе с «Исламским государством» (запрещенная в РФ террористическая организация – прим.) и другими террористическими организациями, тем более, что Турция активно сотрудничает с ними. Останавливаем практически все проекты в двустороннем сотрудничестве, скорее всего, свернем сотрудничество как в Кавказском регионе, так и в Черноморском. Впрочем, в международно-политической сфере Турция отличалась только громогласными инициативами без соответствующих политических результатов. Обстановка в регионе от этого не улучшится, но и мы не будем оглядываться на такого ненадежного партнера, который всегда был нацелен прежде всего на реализацию собственных имперских проектов вроде пантюркизма и неоосманизма, а не на установление доверия и развитие сотрудничества.

- После инцидента Эрдоган публично заявлял о готовности и намерении лично встретиться с российским президентом и обсудить случившееся. Заявление лидера Турции в Кремле оставили без реакции. По Вашей оценке, что помещало Владимиру Путину встретиться с турецким президентом? Утрата доверия к Эрдогану и человеческий фактор?..

- Разговоры о стремлении встретиться с Путиным после инцидента не имеют под собой реальной основы. Между военными двух стран работала действующая прямая линия связи, которой турки так и не воспользовались. Спохватились через полтора суток, когда было уже поздно.

Желание же «встретиться» появилось у Эрдогана после трусливых жалоб в Брюссель. В нашей традиции – считать, что предатель хуже врага. Он наносит удар в спину, когда этого не ждешь. Мы ведь были союзниками по коалиции в борьбе против «ИГ». В этих условиях засада на российский бомбардировщик, работавший без прикрытия (граница ведь с союзником, хоть и из американской группы) не имеет оправдания в глазах как президента, так и российских военных, которые раскрыли все объективные данные по этой провокации. Не скрыли мы и того, что провокация, скорее всего, была местью за удар по нелегальному нефтяному бизнесу сына Эрдогана – Билала.

Следует отметить и то, что большую роль в столь жесткой реакции России сыграло былое доверие Путина к Эрдогану, которого Путин называл «крепким мужиком». Путин твердо выстраивал доверительные отношения с Турцией в течение более десяти лет, и даже вертолет, подготовленный для тендера в Турции, был назван «Эрдоган».

- Анкара не сочла нужным принести официальные извинения президенту России за наш сбитый самолет и за гибель наших военных, и не собирается выплачивать компенсации России. Как Вы думаете, Москва, в соответствии с положениями международного права инициирует процедуру взыскания с Турции компенсаций семьям погибших военных и нанесенных государству экономических убытков?

- Москва уже нанесла ответный удар, пусть и экономический. Что касается инициации претензий за нанесенные экономические убытки, то есть сбитый самолет, компенсации семьям погибших военных и т.д., то этот вопрос, возможно, и встанет в повестку дня. Но турецкой реакции, поведения политиков и враждебной кампании в Турции уже хватает для того, чтобы бывший партнер не отделался «одними помидорами».

- На какой национальный рынок Турция начнёт сбывать агропродукцию в тех объемах, что уходили в Россию? Возможны ли нелегальные, через третьи страны, турецкие поставки на российский рынок?

- Россия уже предупреждала Иран о недопустимости поставки турецкой сельхозпродукции через иранскую территорию или под видом иранской продукции. По-видимому, будут искать рынки в третьих странах, но на Европу надежды мало, а объемы поставок в Россию слишком велики, чтобы компенсировать утрату такого емкого рынка.

- Из республик Северного Кавказа Турция конвейером вывозила кожевенное сырье, овчину, а конечную продукцию вновь поставляла в Россию. Как помочь Кавказу, где нет развитой легкой промышленности?

- Конечно, развивать импортозамещение через национальный бизнес. Это, прежде всего, мелкий и средний бизнес. Сейчас пытаются стимулировать эту сферу экономики, снимать барьеры, облегчать организацию бизнеса. Проблема – дорогие кредиты, бюрократия и т.д. и т.п.

- В период сотрудничества России с Турцией, успешно работали двусторонние гуманитарные проекты. Как сложится их судьба?

- Как я уже отмечал, оно заморожено и будет, к сожалению, оставаться в этом состоянии до нормализации отношений. Свернуты практически все проекты. Естественно, что не следует ожидать и финансирования со стороны российских властей. Возможно, что проекты, финансируемые турками, не связанными с властями страны, сохранятся, но пока и этой уверенности нет.

- Министр по делам религии Турции, главный муфтий доктор Гёрмез в миротворческих инициативах не замечен, когда на его глазах «списываются» отношения с Россией. Вопрос дальнейшего сохранения дружеских связей российской исламской элиты, территориальных Духовных управлений мусульман Северного Кавказа с турецким богословским сообществом остаётся открытым. Какие сценарии оптимальны в исламском сегменте РФ в сложившейся ситуации, на Ваш взгляд?

- Это, конечно, вопрос к российским властям и религиозным авторитетам. Власти будут оказывать давление, а богословы – сопротивляться, пытаться спасти контакты, хотя бы на личностном уровне. Однако и здесь не все так просто. Даже в благополучные годы наших отношений в РФ был введен запрет на книги «Рисале-и-Нур» Бадиуззамана Саида Нурси, а секты нурсистов, как их у нас называют, подвергались преследованиям, их турецких руководителей арестовывали и депортировали все эти годы.

Дело дошло и до запрета распространения книг Фетхуллаха Гюлена, не говоря о закрытии «турецких лицеев». Далеко не все суды действовали успешно. Какие-то иски отменялись, назначались экспертизы. Все это вызывало протесты со стороны наших мусульманских богословов, доказывавших, что в этих книгах ничего предосудительного нет. Пока что безуспешно.

- Спасибо большое за интервью, Виктор Анатольевич. Вероятно, о восстановлении отношений с великой Россией подумает следующий президент великой Турции.

AraratBank Participates in “Women’s Empowerment Principles in Armenia” Conference Unibank’s Perpetual Bonds Were Acquired in Nearly One Day Acba bank and France’s Proparco to continue strengthening their long-term strategic partnershipTeam Holding Announces the Launch of Bond Placement. Underwriter - Freedom Broker Armenia Unibank Issues the First in Armenia Perpetual Bonds Team Holding Announces the Launch of Bond Placement. Underwriter - Freedom Broker Armenia AraratBank Joins Armenia's New Greening Initiative: 100 Hectares of New Forest within Three YearsApply for a Unibank salary card and get a chance to win 1 000 000 AMDEuromoney Names Ameriabank Armenia’s Best Bank for Real Estate for the Second Year in a Row S&P Global Ratings has assigned IDBank CJSC a long-term rating of “BB-” and a short-term rating of “B” with a “stable” prospectA Brand-New Section on Idram&IDBankSeveral real and profitable offers ahead of Black Friday: IDBank and IdramAraratBank Joins Social Impact Award 2025 Summit in LjubljanaIDBank issued the 1st tranche of bonds of 2026Ucom Supports the Development of Space Engineering in Armenia Prioritizing Information Security: IDBank and Idram Support APOCALYPSE CTF 2025IDBank's Representative, Innesa Amirbekyan Appointed Co-Chair of the ICC Banking Commission Task Force on GuaranteesUcom General Director Ralph Yirikian Awards Certificates to Participants of Cybersecurity Training Course Acba and Proparco mark one year of partnership, strengthening rural financing and Armenias’s economic resilienceAraratBank and Arca's joint campaign has endedIDBank: A Pioneer of Digital Banking and Innovation in ArmeniaGRAWE Group and C-Quadrat Investment Group have announced plans to acquire 100% of LIGA Insurance Company in Armenia Ucom Supports the Annual “Capture the Flag 2025” Cybersecurity Competition Financially Literate with Idram and IDBank: Next Stop – Nairi CampIdram received a permit to establish and operate the Armenian payment and settlement QR system IdramNetUcom Completes the Deployment of its 5G Network Across All Cities of Armenia Firebird, Inc. Secures U.S. Export License and Announces Dell Technologies as a Technology Partner, Establishing Major Milestones in Armenia’s AI and Digital FutureIDBank Receives Permission to Open a Representative Office in the United StatesRoboTon 2025 Competition Held with Idram’s Sponsorship“Armenian potential in Spain: Arman Mayilyan as a guest on the ‘Armenian Diaspora Communities’ program.” Final Results of the 20th Annual International Microelectronics Olympiad AnnouncedUnibank's VISA DIGITAL cards are now free Arca National Payment System, Bank of Georgia and Ameriabank Signed a Memorandum of UnderstandingIdram has been awarded the prestigious “Beyond Payments Awards” by Ant InternationalSTEM Acceleration Award 2025 Held with Idram’s SupportSolar Power is Generated in Kechut Community Through the Efforts of Ucom and SunChild Idram Announces Partnership with WeChat PayAraratBank: Transfer Your Mortgage Loan and Repay It on Attractive Terms: JOIN US“The Power of One Dram” as the Main Supporter of the National Hackathon AI4Biodiversity: AI Solutions for NatureSpeed-Mentoring Event Accelerates Green Innovations within the Ucom Fellowship Program Ucom Supports the Development of High-Tech Education in Armenia Dalan Technopark announces its first bond issuance. Placement Partner is Cube InvestIdram Junior Participants Receive Prizes: The First Junius Financial Literacy Competition ConcludesLusine Yeghiazaryan joins the Board of Trustees of the Music for the Future Foundation5,312,038 AMD for “Symphonic Forest”: the November beneficiary is AI4Biodiversity: AI Solutions for Nature, a national hackathonUcom’s Green Initiative Reaches Urtsadzor AraratBank Honoured with STP Award by Commerzbank AG Compelling Business Loan Offer from AraratBank: JOIN US AraratBank – Title Sponsor of Urartu Football Club The interview of Mher Abrahamyan, Chairman of the Board of IDBank, to Khaleej Times