Yerevan, 19.May.2024,
00
:
00
ՄԵՆՅՈՒ
Unibank is now a regular partner of “Pan-Armenian intellectual movement” IDBank issued another tranche of dollar bonds Green Iphone on the best credit terms at green operator's stores UCOM Provided technical assistance to Shengavit administrative district AMD 9,808,684 to the "City of Smile" Charitable Foundation. The next beneficiary of "The Power of One Dram" is known Unibank offers a “Special” business loan with an interest rate of 8.5% per annum IDBank implements the next issue of nominal coupon bonds Flyone Armenia will start operating regular direct flights Yerevan-Moscow-Yerevan New movie channels in Ucom and good news for unity tariff subscribers Ucom offers discounts on a number of devices on the occasion of love holidays


ПОЭТ, ЖИВШИЙ С НАМИ БОК О БОК

Culture

Человек-бунтарь, не терпящий фальши, несущий правду... "Одинокое дерево-громоотвод" - так говорил о себе сам Паруйр Севак. Он никогда и нигде не ловчил и не искал обходных путей для выражения своих мыслей и чувств. Он соединял прошлое с настоящим и будущим, мыслил и общенациональными, и простыми личностными категориями. Его главная заповедь - миру нужна чистота. "Тогда рожают пусть без боли, как нюхают цветы, воюют - без капли крови, пусть без огня пожар. Пусть заражают друг друга только здоровьем душ..." - писал он. 

Был выбран псевдоним

Родители Севака приехали в Армению, спасаясь от Геноцида. Они поселились в селе Чанахчи (ныне Зангакатун) Араратского марза, где 24 января 1924 года и родился Паруйр Казарян - единственный ребенок в семье (до рождения Паруйра родители потеряли своего старшего сына). Бегло читал и писал Паруйр уже в пятилетнем возрасте, поэтому родители отдали его в школу на год раньше.

ЛИТЕРАТУРА КАК-ТО СРАЗУ СТАЛА ЕГО САМЫМ ЛЮБИМЫМ ПРЕДМЕТОМ
, Паруйр буквально глотал книги одну за другой, а в одиннадцать лет начал писать стихи. Еще до окончания школы он знал, что будет поступать на отделение армянского языка и литературы филологического факультета ЕГУ. Но углубленное знакомство с литературой и особенно поэзией в первые годы учебы в университете привело к тому, что Паруйр решил - нечего ему делать в поэзии, особенно после Чаренца... Как говорил потом Севак: "Мои стихи были похожи друг на друга, и я решил, что Поэтом мне не быть. Но подсознание кричало - "Быть!".
А в 1942-м Севак написал стихотворение "Быть или не быть" - это был его первый серьезный шаг в поэзии, тем более что стих был необычным по манере письма и очень отличался от всего, что поэт писал раньше.

Первые стихи Севака вышли в свет случайно: их прочитал Рубен Зарьян, редактор журнала "Советская литература". Стихи Зарьяну понравились, и он решил дать их в печать. Позднее, когда Паруйр принес другие стихи, именно Зарьян посоветовал ему взять псевдоним позвучнее. Паруйру нравился Рубен Севак, западно-армянский поэт, жертва Геноцида, и псевдоним был выбран - Севак.

После университета Паруйр поступил в аспирантуру Академии наук Армении. В эти же годы он женился на своей однокурснице Майе Авагян, у них родился сын - Грачья. Но вскоре этот брак распался.

Литинститут

Хотя к концу сороковых у Севака был издан всего один сборник - "Бессмертные приказывают" (1948), поэта уже знали и читали.

УЧЕБА В УНИВЕРСИТЕТЕ И АСПИРАНТУРЕ, ЛЕКЦИИ МАНУКА АБЕГЯНА
, Арсена Тертеряна, Грачья Ачаряна, Григора Каро-Мелик Оганджаняна - Паруйр уже имел блестящее образование, но он был неутомим - хотелось узнавать, постигать, расти. И в 1951-м Паруйр поехал в Москву, поступил в Литературный институт им. Горького. Неутомимость Севака проявлялась во всем: только за первый год жизни в Москве он успел посмотреть весь репертуар Большого и Малого театров. Часто можно было встретить Севака в концертном зале имени Чайковского, в Колонном зале Дома союзов, в Центральном доме литераторов, в Третьяковской галерее... Театры, концерты и, конечно же, книги.

Паруйр отлично учился по всем предметам, а после окончания руководство Литинститута назначило его старшим преподавателем, что было очень редким случаем...

Со своей будущей женой Нелли Менагаришвили он сблизился в начале 50-х годов, а в 53-м они поженились. Нелли закончила в Москве аспирантуру и готовилась к защите диссертации. Открытая, дружелюбная, Нелли сразу же располагала к себе людей. Поэтому друзья очень любили собираться в московской квартире Паруйра, где их всегда встречал накрытый стол - хлебосольная Нелли вкусно готовила и любила угощать. У Севака с Нелли родилось двое сыновей - Армен и Корюн.

Жизнь Севака в Москве была очень насыщенной. Встречи с интересными людьми, выступления, семинары... К тому же Севак начал писать роман, который однажды показал друзьям. Вардгес Бабаян, армянский поэт, член Союза писателей Армении, вспоминает: "Он принес стопку блокнотов, положил на стол. На первом из блокнотов - заголовок романа: "Аманамег". Севак начал читать. Перед нами появилась деревня со своим образом жизни, со своими былями и небылями, с плачем и смехом. А прототипами героев послужили односельчане, Севак изучил их досконально, поскольку жил с ними бок о бок. И создал очень интересные характеры... Возможно, из-за скоротечности бега времени кое-что в романе выцвело и нуждается в пересмотре, но я и теперь убежден: если бы Паруйр не погиб, армянская проза обогатилась бы новым "Панджуни"...

Суламита

А потом произошла их встреча с Суламитой Рудник. Случайная и неотвратимая. Они познакомились на свадьбе друзей 1 декабря 1957 года. Севаку было 33, а Суламите - 18. Ему хватило одного взгляда, чтобы влюбиться. И они начали встречаться.


"ОН ОКОНЧИЛ ЛИТИНСТИТУТ ВЕСНОЙ, А Я ПОСТУПИЛА ОСЕНЬЮ. Мы могли бы и не встретиться. Но встретились. Он сидел за маленьким столиком, с кем-то играл в шахматы. А я... я вошла в комнату, неся в руках большой поднос нарезанного белого хлеба. Мы посмотрели друг на друга и замерли... " - вспоминала Суламита об их первой встрече. И в эту же ночь Севак начал писать "Ерг ергоц" (Песнь песней), для нее - для Суламиты...

"Мы встречались каждый день. Проводили вместе почти все время, и я очень быстро его полюбила, сама того не понимая - что люблю..." Сула и Севак были чем-то похожи даже внешне. А еще их роднила внутренняя схожесть - одинаковая страстность, безрассудство, внутренний огонь. Чувство захватывало обоих чем дальше, тем сильнее, неистовее.

Но в начале 1959-го Севаку пришлось уехать в Ереван, он узнал, что родители больны. А Сула, как ее называл Севак, осталась в Москве. Затем настало лето - и снова разлука... Суламиту отправляли на летнюю практику. Вынужденное расставание печалило обоих. А у Севака уже зрело решение: пора возвращаться в Армению навсегда. Жена и сын отправились еще раньше. А он... он остался в Москве на некоторое время, чтобы провести еще несколько дней с Суламитой. "Сула... Может, ты сможешь вернуться на несколько дней в Москву, а затем снова на практику? Я так жду тебя..." Она смогла. Вырвалась на пару дней, и снова уехала... А Севак приехал в Ереван. Больше они не виделись.

Снова в Ереван

Севак вернулся в Ереван уже состоявшимся поэтом. С начала 60-х работал в Институте литературы старшим научным сотрудником, был секретарем правления Союза писателей Армении.


КАК ВСПОМИНАЕТ ВАРДГЕС БАБАЯН, "ВРЕМЯ ЕГО БЫЛО ОТМЕРЕНО ДО ГРАММА на медицинских весах, а он раздаривал его пудами - всем. Тут тебе и общественная деятельность, всякие официальные обязанности, тут тебе и телефонные звонки знакомых и незнакомых людей, и посетители…"
Севак настолько хорошо написал свою кандидатскую диссертацию "Саят-Нова", что получил за нее сразу докторскую степень. Люди любили поэзию Севака, но не все критики понимали ее, утверждая, что она сложна для восприятия. Метафоры, нестандартное мышление поэта и вместе с тем - прозрачность, простота и глубина, - казалось, что в стихах Севака соединяется несовместимое. Но все было искренним и понятным, может даже на интуитивном уровне - вот почему каждый читатель видел и чувствовал поэзию Севака как свой личный внутренний монолог.

"Неумолкаемая колокольня"

Впервые изданная в 1959-м году, поэма "Неумолкаемая колокольня" произвела эффект разорвавшейся бомбы. Тогда почти не говорилось о Геноциде, и тут...


КНИГУ ЧИТАЛИ ЗАПОЕМ, ЧИТАЛИ ВСЕ, КТО МОГ ЕЕ ДОСТАТЬ. И это было не просто повествование о трагической судьбе Комитаса - в поэме сосредоточилась так и не утихшая с годами боль народа, который видел Геноцид.

За "Неумолкаемую колокольню" Севак получил Государственную премию Армянской ССР. А через десять лет другая его книга - сборник стихов "Да будет свет" был запрещен к продаже, когда уже был готов 25-тысячный тираж. О чем говорил Севак в своих стихах, что было в них такого, сильно испугавшего тогдашние власти?.. Кто знает... Запрет не сняли даже тогда, когда вся армянская интеллигенция и Союз писателей встали на защиту Севака и его книги.
Так прошел год. Для личности Севака - эмоциональной, резкой, бунтарской, арест книги был ударом, от которого он так и не оправился. Вето с тиража сняли только после смерти поэта. И она все-таки дошла до читателя.

Последнее интервью

Начало лета 1971-го. Июнь. Иржи Скоумал специально приехал из Праги, чтобы взять у Севака интервью... Вместе с секретарем Севака Грацией Багдасарян они отправились в Чанахчи - здесь поэт отдыхал с семьей.


СЕВАК ДЕЛИЛСЯ ПЛАНАМИ, РАССКАЗАЛ, ЧТО СОБИРАЕТСЯ ЗАВЕРШИТЬ книгу "Cаят-Нова и армянское средневековье" и сразу после этого приступить к своей мечте - научно-обоснованному переводу "Книги скорбных песнопений" Нарекаци. Встреча была теплой, Иржи и Севак договорились снова увидеться уже в Ереване. И попрощались... 14 июня 1971 года. Это интервью оказалось последним. Через три дня Севак и Нелли погибли в автокатастрофе... Севак в тот день сел за руль во второй раз в жизни.

Многие тогда были уверены, что Паруйра Севака намеренно унизили, лишив его достойного места в усыпальнице национальных светил - Пантеоне, и похоронили в родной деревне - якобы так было указано в завещании поэта. Севак не писал завещания, не думал и не ждал смерти. А с его уходом из жизни и из нашей действительности, наверное, ушло что-то очень нужное, стало чуть меньше добра, искренности. Правды. Его знают и помнят таким - человек-бунтарь, дающий в своей поэзии ответы на многие вопросы. Но только тем, кто хочет его услышать. 



Amio Bank issued dram bonds Ucom Celebrates Telecommunication Day "Artashisyan" branch of Amio Bank was reopenedFrom now on AMIO Mobile banking will have a new opportunity The Power of One Dram Sums up the Two-Year Program with Teach for Armenia Grigori Zakaryan: “Capital markets have a crucial for economic development.” Ucom's General Director Participates in High-Tech Development Panel Discussion Instant transfers to Russia and from Russia to Armenia via phone number IDBank issues the 2nd tranche of dollar bonds of 2024 "Amio Era". Education is a chance to change life!Ucom's fixed network is launched in Artashat “By Your Side”: IDBank's new support program for displaced Artsakh citizens The Power of One Dram to the Road of Life Charitable OrganizationAMIO bank issues bonds General Director of Ucom gave a lecture at the French University in Armenia Amio Bank participated in Career City Fest 2K24 Transfers to Visa cards of foreign banks are available in the Unibank mobile app ZCMC CJSC general director R.N. Khudoli on the օccation of Internatioanal Labour dayGagik Khachatryan's prolonged denial of medical care amounts to torture. attorneyMore and more smiles in the city. 'Kentron' branch of AMIO BANK was reopenedIdram and IDBank at Career City FestIdram and IDBank as participants of Career City FestUcom provides four bus stops in Ijevan with free Wi-FiAn exhibition dedicated to Charles Aznavour's centennial anniversary Yerevan, May 22 – July 22Caring for nature, we have started with ourselves - Team Telecom ArmeniaUp to 10% cashback from GetTransfer with IDBank cardsAmio Visa Signature Business card. When the opportunities are unlimitedUp to 1% cashback when shopping on Wildberries with IDBank cards Ucom continues network modernization in regions of Armenia Co-founders of Galaxy Group of Companies Co-Hosts Business Breakfast to Strengthen Armenian-French Business TiesLeasing agreement and a number of advantages. Amio is in the Leasing Expo with a special offerInternational transfers from card to card with IDBank VISA cardsIdplus Bonuses in Idram&IDBank ApplicationUcom has released a new package offer Ucom continues network modernization in regions of Armenia Idram and IDBank participated in the signing ceremony of the Declaration of Women's Empowerment Principles General Director of Ucom participated in Doing Digital Forum 2024 AraratBank: General Partner of Face-to-Face Regional Forum4.017.648 Drams to My Forest Armenia: April Beneficiary of The Power of One Dram is 4090 FoundationUcom continues to support green energy expansion in Armenia Spring brought so much profit. It is a profitable promotion at Amio Bank Director General of Ucom took part in a recruiting conference Ameriabank named the Best Bank in Armenia for 2024 by Global Finance magazine AraratBank places its 27th issue of dollar bonds Ucom launches network modernization efforts in few regions of Armenia Ucom Launches Network Modernization Efforts in Regions of Armenia 5 000 dram bonus from IDBank for pension card holders World Bank Armenia has organized discussion on facilitating women’s wider engagement in sectors that have been traditionally male dominated in the countryIDBank as a Participant in the Conference of My Forest Armenia NGOIDBank issues the 1st tranche of dollar bonds of 2024